Механізми рекрутування у політико-управлінську еліту України в умовах незалежності

Loading...
Thumbnail Image
Date
2016-11-26
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Інститут політичних і етнонаціональних досліджень ім. І. Ф. Кураса НАН України
Abstract
У дисертації розглянуто і систематизовано механізми входження в політико-управлінську еліту української держави періоду незалежності. Проведено аналіз застосування на практиці двох принципів рекрутування – шляхом призначення і шляхом виборів, а також співставлення процедур, власне механізмів рекрутування індивідів до політико-управлінської еліти, таких як надання елітарної освіти, делегування політичними партіями, громадськими організаціями, бізнес-середовищем, «селективний механізм», трайбалізм, пасіонарне самовисунення, близькість до правлячого клану, поповнення з регіональної еліти, «народне делегування». Розроблено авторське теоретичне розуміння поняття «механізми входження в політико-управлінську еліту» і визначення поняття «політико-управлінська еліта». Висвітлено критерії кадрового забезпечення державних службовців та визначено систему підготовки управлінських кадрів.
In the present thesis the process of entering of the political elite of our state is upgraded and systematized. The mechanisms of joining the elite as basic mechanisms and sub-mechanisms are defined by author. The main mechanisms of joining the political-managing elite are elections and appointments. The mechanisms-subsystems as the sub-mechanisms of setting up the elite are: elitarian education, party affiliation, NGO’s, business-elite, “selective mechanism”, tribalism, passionar self-nomination, enlargement of regional elite, people's delegation. The author had developed the theoretical understanding of the phenomena of the “mechanisms of joining of the political managing elite” and gave the definition to the term “political-managing elite”. There shown the criterias of staff provision for government and defined the system of staff preparation.
В диссертации рассмотрены и систематизированы механизмы вхождения в политико-управленческую элиту украинского государства периода независимости. Проведен анализ применения на практике двух принципов рекрутирования – путем назначения и путем выборов, а также сопоставление процедур, собственно механизмов рекрутирования индивидов в политико-управленческую элиту, таких как предоставление элитарного образования, делегирование политическими партиями, общественными организациями, бизнес-средой, «селективный механизм», трайбализм, пассионарное самовыдвижение, близость к правящему клану, пополнение из региональной элиты, «народное делегирование». Диссертация содержит авторское теоретическое понимание понятия «механизмы вхождения в политико-управленческую элиту» и определение понятия «политико-управленческая элита». В работе проведен анализ эволюции парламента всех восьми созывов по качественным и количественным показателям и степень их обновления, динамика пребывания на посту премьер-министра Украины, продолжительность пребывания на должности глав Администрации Президента Украины, что показывает нам смену элит исполнительной ветви власти. Проанализирована структура политико-управленческой элиты в исполнительной, законодательной власти на региональном и местном уровнях. Определены функции политико-управленческой элиты и осуществлено их разграничение по политическим и административным должностям. Освещены критерии кадрового обеспечения государственных служащих и определена система подготовки управленческих кадров. Охарактеризованы взаимовлияние и взаимосвязь бизнес-элиты и власти, а также пути их взаимодействия. Оценено влияние корпоративных групп на формирование политико-управленческой элиты, прежде всего ее депутатского корпуса. Проанализировано взаимосвязи главных бизнес-групп и их представительство в депутатских фракциях и группах. Автором было предложено внесения изменений в избирательное законодательство: увеличение возрастного ценза для народных избранников до 25 лет, отмена избирательного барьера, введение двухпалатного парламента с представительством регионов, которые могут улучшить политическое управление и качество политико-управленческой элиты. Эффективность функционирования политико-управленческой элиты должна основываться на демократизации деятельности представительных органов власти и органов исполнительной власти; системе сдержек и противовесов между ветвями власти; разграничении власти и бизнеса; преодолении коррупции внутри политического класса и электоральной коррупции.
Description
Keywords
управлінська еліта, політико-управлінська еліта, політична еліта, механізми входження в політико-управлінську еліту, рекрутування, парламент, уряд, бюрократія, державне управління, управлінські кадри, державна кадрова політика, бізнес-еліта, олігархи, political-power elites, political elites, government`s elite, mechanism of entering into political-power elites, recruitment, parliament, cabinet, bureaucracy, public administration, government staff, government`s personnel policy, business elites, oligarchies, политико-управленческая элита, политическая элита, управленческая элита, механизмы вхождения в политико-управленческую элиту, рекрутирование, парламент, правительство, бюрократия, государственное управление, управленческие кадры, государственная кадровая политика, бизнес-элита, олигархи
Citation
Науменко О. М. Механізми рекрутування у політико-управлінську еліту України в умовах незалежності : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / Науменко Ольга Михайлівна ; Ін-т політ. і етнонац. досліджень ім. І. Ф. Кураса НАН України. – Київ, 2016. – 18 с.