Коррекция нарушений пространственной организации тела студенток в процессе физического воспитания

Loading...
Thumbnail Image
Date
2011
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Національний університет фізичного виховання і спорту України
Abstract
Диссертационная работа посвящена разработке и обоснованию программы коррекции нарушений пространственной организации тела студенток в процессе физического воспитания. Аналитическое изучение проблемы нарушений пространственной организации тела у студентов и роли средств физического воспитания в ее коррекции позволило выявить, что данная проблема занимает одно из ведущих мест в теории физического воспитания студенческой молодежи. Недостаточная освещенность рассматриваемой проблемы в специальной литературе, важность ее для теории и практики физического воспитания студенческой молодежи определили выбор направления исследования. Установлено, что только 19% студенток имеет нормальную осанку, а наиболее существенные изменения осанки наблюдаются во фронтальной плоскости: сколиотическая осанка выявлена у 35 % обследованных. Необходимо также отметить, что нарушения осанки в сагиттальной плоскости распределились следующим образом: круглая спина выявлена у 20 % испытуемых, кругло-вогнутая спина – у 16 %, а плоская спина – у 10 % студенток. Обращает на себя внимание и тот факт, что количество зарегистрированных случаев нарушений осанки увеличивается от курса к курсу: если на первом курсе количество случаев нарушений осанки у студенток составляет 78 %, на втором – 80 %, на третьем – 82 %, то на четвертом курсе обучения количество возрастает до 84 % от общего числа учащихся. В процессе исследований установлено, что нарушения пространственной организации тела приводят к изменению симметричности соотношений биокинематических цепей ОДА, топографии силы мышц, негативно влияют на общую выносливость, статическую и динамическую силовую выносливость мышц, гибкость, а также вертикальную устойчивость тела студенток. Учитывая фундаментальные разработки теории и методики физического воспитания, кинезиологии, лечебной физической культуры, специфику планирования физических нагрузок с учетом особенностей женского организма, а также результаты констатирующего эксперимента, разработана программа коррекции нарушений пространственной организации тела студенток в процессе физического воспитания. Программа включает три этапа − вводный, коррекционный, поддерживающий и восемь комплексов физических упражнений. В содержание корригирующей программы включены упражнения, способствующие коррекции асимметрии верхних конечностей, углов лопатки, восстановления, формирования и закрепления навыка правильной осанки; упражнения силовой направленности, способствующие укреплению и восстановлению топографии силы мышц, участвующих в формировании физиологических изгибов позвоночника и в поддержании ортоградной позы, костной системы, соединительной ткани – связок, сухожилий; упражнения, направленные на развитие гибкости, способствующие улучшению состояния мышечной, соединительной и костной тканей; упражнения аэробной направленности, способствующие повышению и поддержанию уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Составной частью разработанной программы являются мониторинг и самоконтроль, позволяющие наблюдать, измерять и оценивать пространственную организацию тела занимающихся в процессе физического воспитания.
For the first time in this work on the basis of current researches from domestic and foreign scientists, practice of physical education among the students youth, identified quantitative indicators of the bio-geometric profile posture among the students: topography forces the extensor muscles of the spine and abdomen, asymmetry angles of shoulders and blades, flexibility of various parts of the spine and vertical stability of the body developed a program of correction of violation of the body’s spatial organization among the students, which allows to decide health problems during the physical education. The results of the formative experiment indicate that the proposed program of correction of impaired posture among the students in the frontal plane restores the strength of muscles involved in the regulation of orthograde posture, contributes to the balanced position of the shoulder girdle, strengthens the muscular system, allows to use the correction of violation of the body’s spatial organization among the students.
В роботі на підставі сучасних досліджень вітчизняних і зарубіжних вчених, практики фізичного виховання студентської молоді, а також виявлених кількісних показників стану біогеометричного профілю постави студенток (топографії сили м'язів-розгиначів хребта і живота, кутів асиметрії плечей і лопаток, гнучкості різних відділів хребта, вертикальної стійкості тіла) вперше розроблено програму корекції порушень просторової організації тіла студенток, що дозволяє вирішувати оздоровчі завдання у процесі фізичного виховання. Результати формуючого експерименту свідчать про те, що запропонована програма корекції функціональних порушень постави студенток у фронтальній площині відновлює силу м'язів, що беруть участь у регуляції ортоградної пози, сприяє симетричному положенню плечового пояса, зміцнює "м'язовий корсет", дозволяє проводити спрямовану корекцію порушень просторової організації тіла.
Description
Keywords
физическое воспитание, студентки, пространственная организация тела, коррекция, physical education, students, spatial organization of body, correction, фізичне виховання, студентки, просторова організації тіла, корекція
Citation
Мартынюк О. А. Коррекция нарушений пространственной организации тела студенток в процессе физического воспитания : дис. ... канд. наук по физ. воспитанию и спорту : 24.00.02 / Мартынюк Оксана Анатольевна ; Нац. ун-т физ. воспитания и спорта Украины. – Киев, 2011. – 244 с.