Екзистенційний персоналізм Миколи Бердяєва

Loading...
Thumbnail Image
Date
2006
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
ДВНЗ «Київський національний університет імені Тараса Шевченка»
Abstract
Автореферат є стислим викладом дисертації, що присвячена дослідженню екзистенційно-персоналістичної концепції М. О. Бердяєва. У роботі обґрунтовується положення про те, що вчення філософа про особистість людини виявляється тим засадним підґрунтям і базисним принципом усього його філософування, що виступає іманентною основою всіх його філософських побудов і в якості системоутворюючого фактору “збирає” в єдине ціле розрізнені на перший погляд аспекти його філософії. Досліджуються джерела (історико-філософські, літературні) та духовні витоки персоналізму Бердяєва. Доводиться, що персоналізм як світоглядна позиція формується вже у ранніх працях філософа, простежується генезис та еволюція концепції впродовж усього його життя. Розглянуто у зазначеному контексті трансформацію проблеми свободи особистості та шляхи самореалізації людини як особистості: пізнання, любов, творчість.
The astract is a concise summary of the thesis, dedicated to the research of Nicolaі Berdyaev’s existential-personalism conception. One of the main statements discussed in the thesis can be formulated in the following way: philosopher’s study of the human personality is a fundamental ground and the basic principle of his entire philosophizing, moreover, it serves as an immanent background for all of his philosophical structures and, being a system constructing factor, it “combines” distinct aspects of his philosophy. The primaries (historical-philosophical, literary) and spiritual sources of Berdyaev’s personalism are explored. It is proved that personalism, as a world wide position, is formed in the early philosopher’s works, the genesis and the evolution of this conception is traced throughout his lifetime. In the mentioned context we have considered the transformation of the problem of personal freedom and the ways of individual self realization via acknowledgement, love, creativity.
В автореферате кратко изложено содержание диссертационного исследования экзистенциально-персоналистической концепции Н. А. Бердяева. В работе обосновывается положение о том, что учение философа о личности человека является тем основополагающим фундаментом и базисным принципом его философствования, который выступает имманентной основой всех его философских построений и в качестве системообразующего фактора собирает воедино относительно самостоятельные и разрозненные на первый взгляд направления бердяевской философии – философию свободы, этику, антроподицею, историософию. Поскольку персонализм Бердяева является ярко выраженной авторской концепцией, постольку для его исследования было необходимо сосредоточить внимание и на самом “авторе”, так как сам философ непосредственно связывал свой “тип философского миросозерцания”, свою “изначальную интуицию” с типом своей “душевно-духовной структуры”. Поэтому в работе в качестве исходных предпосылок, которые определили все философское творчество Бердяева, рассматриваются сущностные характеристики самой его личности. На основании полученных результатов утверждается, что экзистенциальный тип философствования Николая Бердяева обусловлен характерными особенностями его “первичного мироощущения”, эмоционально-страстным темпераментом философа и преобладанием интуитивно-созерцательного восприятия действительности. Раскрыто, что персонализм в виде философской концепции сформировался как результат осмысления философом личного духовного опыта, саморефлексии и осознания “неповторимой уникальности” собственного “я”. В работе обосновывается, что в соответствии с особенностями “душевно-духовной структуры” личности Бердяева им были восприняты определенные аспекты философии И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Я. Беме, некоторые концептуальные положения восточной философии, философские идеи Л. Толстого, Г. Ибсена, Ф. Достоевского. В ходе исследования прослеживаются характер рецепции и степень влияния на Бердяева указанных философских концепций и религиозно-мистических учений. Проведенный анализ ранних произведений философа дал возможность проследить генезис и эволюцию его учения о человеческой личности. Вместе с тем, на основании рассмотрения “зрелых” работ мыслителя (“Я и мир объектов”, “О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии”) выяснены специфические сущностные особенности бердяевского персонализма, в том числе так называемый “парадокс личности”, где личность как “духовное ядро” человека является одновременно и его изначальной данностью, и предстает как его “задание” к самоусовершенствованию, как результат и конечная цель духовного восхождения человека. Учение Бердяева о свободе является наиболее репрезентативной составляющей его философского наследия, которая органически связана с персоналистической концепцией мыслителя (“личность и свобода – одно”). В виду неразрывного единства этих экзистенциалов в работе прослеживается трансформация проблемы свободы в контексте эволюции учения о личности. В ходе исследования выясняется, что в персонализме Бердяева личность имеет возможность достичь полной самореализации (стать “богоподобной”, “гражданином Царства Божия”) через преодоление “объективации” и обретение целостности путем самопознания, – погружением в глубины собственного духа и раскрытием в себе бытийственной “первореальности” (через соответствующее творческое преображение и “просветление” своей человеческой природы) и теургии, в которой личность человека становится “метафизически” равной “личности” Бога, а антроподицея уступает место свободному сотворчеству человека с Богом в их “сотрудничестве” – созидании Богочеловечества, Царства Духа.
Description
Keywords
Особистість, екзистенційність, персоналізм, духовність, свобода, інтуїція, любов, творчість, person, existentiality, personalism, spirituality, freedom, intuition, love, creativity
Citation
Козлов Є. В. Екзистенційний персоналізм Миколи Бердяєва : автореф. дис. ... канд. філософ. наук : спец. 09.00.05 / Козлов Євген Васильович ; Київ. нац. ун-т ім. Т. Шевченка. – Київ, 2006. – 18 c.