Hnylytska, LarysaГнилицька, Лариса ВолодимирівнаГнилицкая, Лариса ВладимировнаAl-gazu, AliАль-газу, АліАль-газу, Али2020-04-172020-04-172016Gnilitskaya L. V. Improvement of air service prime cost calculation in order to increase Ukrainian airline efficiency / Gnilitskaya L.V., Al-gazu Ali // Незалежний аудитор. – 2016. – № 16. – С. 5–10.2306-0050https://ir.kneu.edu.ua:443/handle/2010/32742The most important feature affecting airlines profitability today is the significant decrease in the demand for air travel. Considering this, there is a need for a flexible pricing policy that allow airline management to reconsider traditional approaches to the calculation of the prime costs of air services. The article is devoted to a critical assessment of current methodology of operation cost accounting. A new methotology of prime cost calculation was developed. The need for transition from calculating total prime cost to calculating their variable prime cost was justified as the result of the research. The most important precondition of implementating variable costs calculation practice by domestic airlines in conditions of economic crisis in Ukraine is that fact, that the methodology of calculation for variable costs is adapted to the economic recession and an incomplete usage of productive capacity. Considering this, calculation for variable costs allows airline management to concentrate their attentionon controling fixed costs. In addition, it was proved that the formation of prime cost at the level of lower costs (without inclusion of permanent indirect costs) would broaden performance capabilities of airlines in fixing flexible system of markups during definition of the most reasonable rates. Найважливішою особливістю функціонування авіакомпаній у сучасних умовах є істотне зниження попиту на авіаперевезення і як наслідок – падіння рентабельності їхньої діяльності. У зв’язку з цим виникає першочергова необхідність проведення гнучкої цінової політики, що змушує керівництво авіакомпаній переглядати традиційні підходи до розрахунку собівартості авіапослуг. Стаття присвячена критичній оцінці нинішньої облікової практики відображення експлуатаційних витрат у вартості авіапослуг і визначенню економічно обґрунтованої методики калькулювання собівартості послуг авіатранспорту на сучасному етапі розвитку економічних відносин в Україні. У результаті проведеного дослідження обґрунтовано необхідність переходу від калькулювання повної собівартості послуг авіатранспорту до калькулювання їхньої змінної собівартості. Найбільш важливою передумовою впровадження калькулювання за змінними витратами в практику вітчизняних авіапідприємств в умовах економічної кризи в Україні є те, що техніка калькулювання за змінними витратами пристосована до такої ситуації, коли спостерігається зниження темпів економічного розвитку і як наслідок – неповне використання виробничих потужностей. У зв’язку з цим калькулювання за змінними витратами дає можливість керівництву авіакомпанії зосередити увагу насамперед на змінних витратах, а вже потім контролювати постійні. Крім того, доведено, що формування вартості послуг на рівні більш низьких витрат (без включення постійних накладних витрат) розширить можливості авіакомпанії у встановленні гнучкої системи націнок при визначенні найбільш обґрунтованих тарифів. Важнейшей особенностью функционирования авиакомпаний в современных условиях является существенное снижение спроса на авиаперевозки и как следствие – падение рентабельности их деятельности. В связи с этим возникает первоочередная необходимость проведения гибкой ценовой политики, что заставляет руководство авиакомпаний пересматривать традиционные подходы к расчету себестоимости авиауслуг. Статья посвящена критической оценке существующей учетной практики отражения эксплуатационных расходов в стоимости авиауслуг и определению экономически обоснованной методики калькулирования себестоимости услуг авиатранспорта на современном этапе развития экономических отношений в Украине. В результате проведенного исследования обоснована необходимость перехода от калькулирования полной себестоимости услуг авиатранспорта к калькулированию их переменной себестоимости. Наиболее важной предпосылкой внедрения калькулирования по переменным затратам в практику отечественных авиапредприятий в условиях экономического кризиса в Украине является то, что техника калькулирования по переменным затратам приспособлена к такой ситуации, когда наблюдается снижение темпов экономического развития и как следствие – неполное использование производственных мощностей. В связи с этим калькулирование по переменным затратам дает возможность руководству авиакомпании сосредоточить внимание прежде всего на переменных затратах, а уже потом контролировать постоянные. Кроме того, доказано, что формирование стоимости услуг на уровне более низких затрат (без включения постоянных накладных расходов) расширит возможности авиакомпании в установлении гибкой системы наценок при определении наиболее обоснованных тарифов.enAir transport servicesmethod of calculation of the prime costvariable costsfixed costsprice policydumping priceПослуги авіатранспортуметод калькулювання собівартостізмінні витратипостійні витратицінова політикадемпінгова цінаУслуги авиатранспортаметод калькулирования себестоимостипеременные затратыпостоянные затратыценовая политикадемпинговая ценаImprovement of air service prime cost calculation in order to increase Ukrainian airline efficiencyУдосконалення методики калькулювання собівартості авіапослуг з метою підвищення ефективності функціонування авіакомпаній УкраїниСовершенствование методики калькулирования себестоимости авиауслуг с целью повышения эффективности функционирования авиакомпаний УкраиныArticle657.05: 351.863 048.83