Внутрішні позики як фінансовий ресурс державного бюджету
Loading...
Date
1999-03-12
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
ДВНЗ «Київський національний економічний університет імені Вадима Гетьмана»
Abstract
В дисертації досліджуються внутрішні позики як фінансовий ресурс державного бюджету. На основі дослідження сутнісно-теоретичних засад державного кредиту доведено, що державний кредит є іманентною складовою державних фінансів. Проведений практичний аналіз функціонування системи внутрішніх державних позик та стану внутрішнього державного боргу України, визначені основні напрями фінансової політики оптимізації заборгованості.
In the thesis the internal borrowing as financial resources of the government budget are investigated. On the basis of research of essential theoretical points of the government credit it is proved, that the government credit is an immanent part of public finances. The practical analysis of functioning of internal government borrowing and the condition of the internal government debt of Ukraine is carried out, the basic directions financial politics of optimization indebtednеss are determined.
В диссертации исследуются внутренние займы как финансовый ресурс государственного бюджета. Построение демократического, социального, правового государства, как определено в Конституции Украины, требует интенсивного использовния всех имеющихся финансовых ресурсов, эффективного функционирования системы государственных финансов. Необходимо оптимально задействовать все возможные источники финансирования расходов бюджета. Привлечение средств на финансовом рынке с помощью выпуска ценных бумаг – значительный финансовый ресурс государственного бюджета, способ покрытия бюджетного дефицита. Государственный кредит является иманентной составляющей государственных финансов в рыночной экономике. Необходимость государственного кредита обусловлена тем, что государство в своей деятельности прежде всего исходит из фискальных соображений, которые ограничены уровнем налогообложения. Преодолеть барьер между имеющимися средствами и дополнительной необходимой потребностью в них возможно за счет государственного кредита, с помощью которого денежные средства, заимствованные на рынке ссудных капиталов, используются государством, расширяя его финановые ресурсы. В работе рассматривается эволюция теоретических интерпретаций проблемы государственного долга и кредита; современное состояние теорий госкредита. В диссертационном исследовании проведен практический анализ функци-онирования системы внутренних государственных займов. Эмитированные правительством ценные бумаги на протяжении исследуемого периода являлись высокодоходными и краткосрочными обязательствами. Государство определяло цену финановых ресурсов и концентрировало основные финановые потоки, размещая высокодоходные облигации и тем самым изымая денежные средства из реальной экономики. За счет рынка государственных ценных бумаг правительство решало проблему финансирования бюджетного дефицита, изменив эмиссионное кредитование на долговое, не учитывая негативные последствия. Рынок государственных ценных бумаг начал исполнять роль дефицитообразующего фактора. С целью уменьшения давления на расходную часть государственного бюджета была проведена конверсия государтсвенных облигаций. Для восстановления полноценного функционирования рынка государственных ценных бумаг необходимо предпринять комплекс оптимизационных мер, в частности, ограничить доходность, увеличить сроки обращения ценных бумаг, использовать заемные средства в инвестиционных целях. В работе рассмотрены вопросы состояния внутреннего государственного долга, механизм управления государственным долгом и финансовая политика оптимизации внутренней задолжености Украины. Государственный долг Украины существенно увеличился на протяжении 1995–1998 годов вследствие социально-экономических и политических предпосылок, что при сохранении высокого уровня государственных расходов и сокращении производства неизбежно уменьшало доверие кредиторов к правительству и увеличивало стоимость обслуживания долга. Величина долга и стоимость его обслуживания является основными показателями результатов управления динамикой государственной задолженности. На протяжении исследуемого периода наблюдалась негативная тенденция увеличения этих показателей при сохранении незначительного срока погашения задолженности, что свидетельствовало о невозможности наращивания долга в данных условиях. Вследствие допущенных просчетов в управлении госдолгом сформировалась нерациональная структура внутреннего долга Украины. Основная часть внутренней задолженности была краткосрочной, что и претятствовало использованию традиционных методов управления долгом. В работе рассматриваются проблемы стратегического управления и непосредственно обслуживания госдолга. Анализируя недостатки управления госдолгом, не вызывает сомнений необходимость разработки финансовой политики оптимизации задолженности Украины, основные ориентиры и составляющие которой определены в диссертационном исследовании.
In the thesis the internal borrowing as financial resources of the government budget are investigated. On the basis of research of essential theoretical points of the government credit it is proved, that the government credit is an immanent part of public finances. The practical analysis of functioning of internal government borrowing and the condition of the internal government debt of Ukraine is carried out, the basic directions financial politics of optimization indebtednеss are determined.
В диссертации исследуются внутренние займы как финансовый ресурс государственного бюджета. Построение демократического, социального, правового государства, как определено в Конституции Украины, требует интенсивного использовния всех имеющихся финансовых ресурсов, эффективного функционирования системы государственных финансов. Необходимо оптимально задействовать все возможные источники финансирования расходов бюджета. Привлечение средств на финансовом рынке с помощью выпуска ценных бумаг – значительный финансовый ресурс государственного бюджета, способ покрытия бюджетного дефицита. Государственный кредит является иманентной составляющей государственных финансов в рыночной экономике. Необходимость государственного кредита обусловлена тем, что государство в своей деятельности прежде всего исходит из фискальных соображений, которые ограничены уровнем налогообложения. Преодолеть барьер между имеющимися средствами и дополнительной необходимой потребностью в них возможно за счет государственного кредита, с помощью которого денежные средства, заимствованные на рынке ссудных капиталов, используются государством, расширяя его финановые ресурсы. В работе рассматривается эволюция теоретических интерпретаций проблемы государственного долга и кредита; современное состояние теорий госкредита. В диссертационном исследовании проведен практический анализ функци-онирования системы внутренних государственных займов. Эмитированные правительством ценные бумаги на протяжении исследуемого периода являлись высокодоходными и краткосрочными обязательствами. Государство определяло цену финановых ресурсов и концентрировало основные финановые потоки, размещая высокодоходные облигации и тем самым изымая денежные средства из реальной экономики. За счет рынка государственных ценных бумаг правительство решало проблему финансирования бюджетного дефицита, изменив эмиссионное кредитование на долговое, не учитывая негативные последствия. Рынок государственных ценных бумаг начал исполнять роль дефицитообразующего фактора. С целью уменьшения давления на расходную часть государственного бюджета была проведена конверсия государтсвенных облигаций. Для восстановления полноценного функционирования рынка государственных ценных бумаг необходимо предпринять комплекс оптимизационных мер, в частности, ограничить доходность, увеличить сроки обращения ценных бумаг, использовать заемные средства в инвестиционных целях. В работе рассмотрены вопросы состояния внутреннего государственного долга, механизм управления государственным долгом и финансовая политика оптимизации внутренней задолжености Украины. Государственный долг Украины существенно увеличился на протяжении 1995–1998 годов вследствие социально-экономических и политических предпосылок, что при сохранении высокого уровня государственных расходов и сокращении производства неизбежно уменьшало доверие кредиторов к правительству и увеличивало стоимость обслуживания долга. Величина долга и стоимость его обслуживания является основными показателями результатов управления динамикой государственной задолженности. На протяжении исследуемого периода наблюдалась негативная тенденция увеличения этих показателей при сохранении незначительного срока погашения задолженности, что свидетельствовало о невозможности наращивания долга в данных условиях. Вследствие допущенных просчетов в управлении госдолгом сформировалась нерациональная структура внутреннего долга Украины. Основная часть внутренней задолженности была краткосрочной, что и претятствовало использованию традиционных методов управления долгом. В работе рассматриваются проблемы стратегического управления и непосредственно обслуживания госдолга. Анализируя недостатки управления госдолгом, не вызывает сомнений необходимость разработки финансовой политики оптимизации задолженности Украины, основные ориентиры и составляющие которой определены в диссертационном исследовании.
Description
Keywords
державний кредит, фінансовий ресурс, внутрішні державні позики, бюджетний дефіцит, державний борг, government credit, financial resources, internal government, borrowing, budget deficiency, government debt, государственный кредит, финансовый ресурс, внутренние государственные займы, бюджетный дефицит, государственный долг
Citation
Новосад Л. Я. Внутрішні позики як фінансовий ресурс державного бюджету : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.04.01 / Новосад Лілія Ярославівна ; ДВНЗ «Київ. нац. екон. ун-т ім. Вадима Гетьмана». – Київ, 1999. – 22 с.