О некоторых вопросах обеспечения качества обучения в контексте непрерывного образования

Loading...
Thumbnail Image
Date
2015
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Петрозаводский государственный университет
Abstract
В статье рассматриваются вопросы управления качеством образования с учетом специфики взаимодействия субъектов обучения в рамках локальной социально-экономической среды и роли самих субъектов в этом процессе. На основе анализа современных международных документов и материалов конференций, посвященных образованию в течение жизни, автором обобщены современные тенденции развития системы непрерывного образования, ориентированного на обеспечение качества жизни в целом. В том числе обозначен тренд уменьшения личностной значимости формального образования для субъектов обучения, возрастание роли институтов неформального (информального) образования. Рассмотрены показатели качества образования, направленные на реализацию образовательных целей и управление образовательными системами. В статье представлена структурно-функциональная модель обеспечения качества непрерывного образования на локальном уровне социально-экономической среды. Автор приводит данные исследования мнения студентов (будущих экономистов) по поводу влияния разных факторов на качество их высшего образования, а также результаты изучения динамики понимания старшеклассниками и студентами второго и третьего курсов качества предметного обучения по такому показателю результатов, как сформированность профессионально-значимых компетентностей. Делается вывод о том, что обеспечение качества обучения непосредственно ориентируется на достижение целей учащихся и их родителей как субъектов локальной социально-экономической среды. Показаны риски современного обучения, связанные с подменой стратегической цели образования прагматической задачей получения диплома, а также излишней технологизацией и универсализацией формального образования, ведущей к снижению творческой мотивации педагогов и учащихся. Предлагаемые выводы и наблюдения представляют интерес для исследователей непрерывного образования, менеджеров региональных образовательных систем. The article is dedicated to the issues of education quality assurance taking into account specific features of interaction between subjects of learning within a local social and economic environment and the role that they play in this process. Relying on the analysis of modern international documents and conference proceedings devoted to lifelong learning, the author summarizes current trends in lifelong learning system development aimed at ensuring the quality of life in general. In particular, the author notes that personal importance of formal education for learners de creases, while the role of non-formal (informal) educational institutions increases. The article considers the indicators of education quality that aimed at implementing educational goals and managing educational systems. The article presents a structural and functional model of the quality assurance in lifelong education at the local level of socio-economic environment. The author provides the data obtained from the survey among students (future economists) on the impact various factors have on the quality of their higher education. In addition to that, the author presents the results of the research studying how senior high school students and second-, third-year students understand education quality over time in terms of building and formation of professionally important competencies. The author concludes that education quality assurance is directly focused on the goal achievement of students and their parents as subjects of local socio-economic environment. Furthermore, the paper shows modern education risks related to the substitution of a strategic goal of education by a pragmatic purpose of a diploma, as well as excessive technologisation and universalization of formal education, which leads to a decrease in creative motivation of teachers and students. The proposed conclusions and observations are of interest to lifelong education researchers and managers of regional educational systems.
Description
Keywords
непрерывное образование, глобальная рамка областей обучения, ключевые индикаторы образования, качество обучения, профессионально-значимые компетентности, технологии обучения, результаты обучения, lifelong education, global framework for education areas, key indicators of education, quality of teaching, professionally significant competencies, teaching technologies, learning outcomes
Citation
Ковальчук Г. А. О некоторых вопросах обеспечения качества обучения в контексте непрерывного образования [Электронный ресурс] / Ковальчук Галина Александровна // Непрерывное образование: ХХІ век : науч. электр. журн. / Петрозавод. гос. ун-т ; [редкол.: И. А. Колесникова (глав. ред.) и др.]. – Электрон. текст. данные. – Петрозаводск, 2015. – Вып. 4. – С. 1–15. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/o-nekotoryh-voprosah-obespecheniya-kachestva-obucheniya-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya. – Загл. с экрана.