Глобальный органический агропродовольственный рынок: состояние, вызовы и возможности
Loading...
Date
2019-04
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Univerzitet „Union – Nikola Tesla”
Abstract
В статье охарактеризованы общие господствующие тенденции развития органических агропродовольственных рынков стран Северной Америки, ЕС,
Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Такими тенденциями являются динамичное развитие онлайн-торговли, рост спроса на сегмент альтернативной
продукции, развитие органического движения, популяризация вегетарианского и
веганского образа жизни, расширение продуктовых ниш, поддержка развития органического фермерства (разработка программ, инициатив и т.п.), внедрение
курса по органическому производству в образовательных учреждениях, транспарентность системы органического производства, поддержка развития локального малого бизнеса. Систематизированы подходы к классификации потребителей
органической агропродовольственной продукции по разным критериям, а именно
отношение к органическому производству, лояльности, по интересам, в соответствии с частотой органических покупок, к потребительским предпочтениям
и стилю жизни, уровня осведомленности и потребления. Указана необходимость
апелляции маркетинга к смешанной группы ценностей (альтруистические, биосферные и эгоистические) для продвижения органической агропродовольственной
продукции. Рассмотрены основные каналы распределения органической агропродовольственной продукции и их специфику, в частности для прямого канала характерно тенденция к распространению U-pick сервиса, установления тесных связей
с местными заведениями питания (ресторанами), поставка органической продукции в образовательные учреждения; через посредника - наблюдается тенденция к
возрастанию роли e-commerce и использования сетевых торговцев, приобретает популярность применения технологий блокчейна. В работе исследованы глобальный органический агропродовольственый рынок с использованием пяти конкурентных сил Портера. Установлено, что усиление конкуренции характерно для таких
регионов как Северная Америка и стран ЕС, в которых развитие органического
рынка агропродовольственных товаров набирает значительных оборотов за счет
наличия платежеспособного спроса, финансовой поддержки развития органического фермерства и деятельности органических движений. Расширение продуктового ассортимента крупными компаниями происходит двумя путями: налаживанием собственного производства, созданием собственного органического бренда и
сбытовой системы или путем слияний и поглощений. Проведено сравнительную
характеристику деятельности ключевых участников глобального рынка органической агропродовольственной продукции на основе трех показателей: регионального присутствия, продуктового портфолио и количества органических брендов.
Сгруппировано ключевых участников глобального рынка органической агропродовольственной продукции в 4 группы: лидеры, дальновидные игроки, нишевые игроки
и претенденты. Рассмотрены потенциальные товаро-заменители органической
продукции, подпадающие в группу товаров с «чистой маркировкой». Охарактеризовано уровень сложности вхождения в отрасль новых фирм, в частности для органических рынков Северной Америки, некоторых стран ЕС (Франции, Италии, Германии) появление новых фирм в отрасли является достаточно сложным процессом,
поскольку на данных рынках действуют компании, которые имеют значительные
ресурсы, сбытовые каналы, локальную распостраненость и производственные мощности. Относительно открытыми остаются рынки Китая, Тайваня и некоторых
стран Востока. Установлено, что большинство представителей органического
ритейла имеют диверсифицированный набор местных, региональных, национальных и иностранных поставщиков органической продукции. Таким образом, можно
констатировать достаточно незначительное влияние поставщиков органической
продукции на органические фирмы. Отмечено большое влияние потребителей на
развитие глобального рынка органической агропродовольственной продукции. В
статье выявлены перспективы роста мирового органического агропродовольственного рынка: расширение его товарной структуры, в частности популяризация безглютеновой, протеиновой, гипоаллергенной и веганский продукции обусловлено соблюдения здорового образа жизни. Особого внимания заслуживает рынок готовых
продуктов питания, в частности сегмент продуктов детского питания, рост
которого вызвано большим спросом на данную категорию товаров, продуктовыми
инновациями, исследованиями и разработками. Рост спроса на безлактозной и гипоаллергенный продукцию способствует росту рынка так называемых «свободных
от” (free-from) агропродовольственных товаров и напитков, что непосредственно
позитивно сказывается на спросе на органические агропродвольственные товары.
Трансформация потребительских предпочтений в контексте устойчивого развития продолжает стимулировать развитие глобального рынка здоровых продуктов
питания, в частности органического. Органическая агропродовольственной продукции ассоциируется со здоровой пищей и чистой маркировкой, позволяет констатировать дальнейшее развитие мирового органического агропродовольственного рынка и напитков.
The article describes the general prevailing tendencies in the development of
the organic food markets of the countries of North America, the EU, the Asia-Pacific region
and Africa. Such tendencies are the dynamic development of online trade, the growth of
demand for the segment of alternative products, the development of organic movement,
the promotion of vegetarian and vegan lifestyles, the expansion of product niches, support
for the development of organic farming (the development of programs, initiatives, etc.), the
introduction of a course on organic production in educational institutions, transparency
of the organic production system, support for the development of local small business. The
approaches to the classification of consumers of organic food products according to different
criteria are systematized, namely, the relation to organic production, loyalty, interests,
according to the frequency of organic purchases, consumer preferences and lifestyle, level of
awareness and consumption. The necessity of marketing appeal to a mixed group of values
(altruistic, biospheric and egoistic) for the promotion of organic food products is indicated.
The main channels of distribution of organic food products and their specifics are considered,
in particular for the direct channel, the tendency is typical for the distribution of Upick
service, establishment of close contacts with local catering establishments (restaurants),
supply of organic products to educational institutions; through the intermediary - there
is a tendency to increase the role of e-commerce and the use of multiply retails, the popularity
of the application of blockade technology is gaining momentum. The global organic
food market has been studied using five Porter’s competitive forces. It has been established
that the growing competition is typical for regions such as North America and the EU,
in which the development of the organic market for afood products is gaining momentum
due to the availability of solvent demand, financial support for the development of organic farming and the activities of organic movements. Expansion of the product range of large
companies occurs in two ways: the development of own production, the creation of its own
organic brand and marketing system, or through mergers and acquisitions. A comparative
description of the activities of key players in the global organic food market is conducted
on the basis of three indicators: regional presence, product portfolio and the number of
organic brands. The key players in the global organic food market are grouped into four
groups: leaders, visioners, niche players and challengers. The potential substitutes for organic
products that fall into the group of goods with “clean label” are considered. The degree
of complexity of entry into the industry of new firms, in particular for the organic markets
of North America, some EU countries (France, Italy, Germany), is the emergence of new
firms in the industry is a rather complicated process, since these markets have companies
that have significant sales, sales channels, local distribution and production capacity. The
markets of China, Taiwan and some Eastern countries remain relatively open. It has been
established that most organic retailers have a diversified set of local, regional, national and
foreign suppliers of organic products. Thus, it is possible to state the rather insignificant influence
of suppliers of organic products on organic firms. The great influence of consumers
on the development of the global organic food market has been noted. The article reveals the
prospects of growth of the world organic food market: expansion of its commodity structure,
in particular popularization of gluten free, protein, hypoallergenic and vegan products due
to the observance of a healthy lifestyle. Particular attention deserves the market for packaged
food, in particular the segment of baby food, the growth of which is due to the high
demand for this category of goods, product innovations, research and development. Growth
in demand for illicit and hypoallergenic products contributes to the growth of the market
for so-called “free-from” food products and beverages, which directly positively affects the
demand for organic agricultural products. The transformation of consumer preferences in
the context of sustainable development continues to stimulate the development of the global
healthy market food products, in particular organic. Organic food products are associated
with healthy food and clean labeling, which allows us to state the further development of the
world organic food market and beverages.
Description
Keywords
органический рынок, каналы распределения, спрос, маркетинг, потребительские предпочтения, organic market, distribution channels, demand, marketing, consumer preferences
Citation
Яценко О. Глобальный органический агропродовольственный рынок: состояние, вызовы и возможности / Ольга Яценко, Анна Овчаренко // Pravo, Ekonomija i Menadžment u Savremenim Uslovima, LEMiMA 2019 : zbornik radova Šesta međunarodna konferencija : u 2 kn. / Univerzitet „Union – Nikola Tesla”, Fakultet za poslovne studije i pravo, Beograd, Fakultet za informacione tehnologije i inženjerstvo, Beograd ; urednik: Života Radosavljević. – Beograd, Srbija, 2019. – Kn. II. – С. 489–507.