Формування готовності майбутніх економістів до професійного саморозвитку

Loading...
Thumbnail Image
Date
2015-08-14
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Інститут вищої освіти НАПН
Abstract
Дисертацію присвячено формуванню готовності майбутніх економістів до професійного саморозвитку. На основі аналізу психолого-педагогічної літератури уточнено сутність понять «саморозвиток особистості», «професійний саморозвиток особистості», «готовність особистості до професійного саморозвитку». Визначено та обґрунтовано структуру, критерії, показники, рівні та психолого-педагогічні умови готовності майбутніх економістів до професійного саморозвитку. У результаті дослідження теоретично доведено й експериментально перевірено модель формування готовності майбутніх економістів до професійного саморозвитку, розроблено та опубліковано рекомендації для викладачів щодо формування готовності майбутніх економістів до професійного саморозвитку. The thesis is devoted to the problem of future economists’ readiness formation for professional self-development. The essence of the notions «self-development», «professional selfdevelopment» and «readiness for self-development» is determined on the basis of psychological and pedagogical analysis. The structure, criteria, indicators, levels, and psychological and pedagogical conditions of future economists’ readiness formation for professional selfdevelopment are defined and substantiated. As the result of the investigation the model of future economists’ readiness formation for professional self-development is theoretically and practically proved. Teachers’ recommendations for future economists’ readiness formation for professional self-development are created and published. В диссертации представлено исследование процесса формирования готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнены понятия «саморазвитие», «профессиональное саморазвитие», «готовность личности к профессиональному саморазвитию». Определена структура готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию. Обоснованы критерии, показатели, уровни готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию: мотивационно-целевой (мотив личностного развития, мотивация успеха или избегания неудач, наличие установленных жизненных целей); познавательнооперационный (уровень способностей к саморазвитию и самообразованию, способность к саморазвитию, готовность к саморазвитию); профессиональноориентированный (уровень профессиональной направленности, потребность в достижениях, самоменеджмент «насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?»); личностно-регулятивный (локализация субъективного контроля, уровень самоуправления, уровень развития силы воли). Каждый критерий и показатель может быть представлен тремя уровнями: высоким, средним и низким. К психолого-педагогическим условиям, которые необходимо создать для повышения эффективности формирования готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию, относятся следующие: обеспечение их мотивации к профессиональному саморазвитию, использование методов активизации обучающе-профессиональной деятельности, создание образовательной рефлексивной среды в процессе обучения в высших экономических учебных учреждениях. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена логико-семиотическая модель формирования готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию, которая: 1) включает в себя цель; 2) основывается на использовании компетентносного, акмеологического и синергетического подходов, применении принципов осознанности и активности, субъектности, а так же аксиологического и праксиологического принципов; 3) внедрена в учебный процесс путём реализации вышеназванных психолого-педагогических условий формирования готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию в процессе изучения модифицированных курсов «Психология и педагогика» и «Психология деятельности и образовательный менеджмент». Данные дисциплины включают: лекционный блок, направленный на формирование установки на личностнопрофессиональное саморазвитие, культивирование ценности профессионального саморазвития и формирование понятийного аппарата; блок практических занятий, который предполагает мотивацию ценностей самопознания и саморазвития, выполнение методик самопознания, определение целей саморазвития; блок тренингов, направленный на формирование, закрепление практичных навыков самопознания, самоанализа, самоуправления, саморазвития; блок самостоятельной роботы, предполагающий процессы самопознания и самоуправления (целеполагание, самопланирование, самомотивация, самоорганизация и самоконтроль) в процессе выполнения самостоятельной роботы; 4) обеспечивает формирование структурных компонентов готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию. В результате исследования экспериментально доказана эффективность предложенной модели формирования готовности будущих экономистов к профессиональному саморазвитию, разработаны методические рекомендации для преподавателей по формированию готовности студентов-будущих экономистов к профессиональному саморазвитию.
Description
Keywords
професійний саморозвиток, готовність до професійного саморозвитку, майбутні економісти, психолого-педагогічні умови, модель, professional self-development, readiness for professional self-development, future economists, psychological and pedagogical conditions, model, профессиональное саморазвитие, готовность к профессиональному саморазвитию, будущие экономисты, психолого-педагогические условия, модель
Citation
Остапенко Е. О. Формування готовності майбутніх економістів до професійного саморозвитку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Остапенко Ельвіра Олексіївна ; Нац. акад. пед. наук України, Ін-т вищ. освіти. – Київ, 2015. – 22 с.