Обґрунтування ринкових стратегій розвитку сільського господарства

Loading...
Thumbnail Image
Date
2005
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
ДВНЗ «Київський національний економічний університет імені Вадима Гетьмана»
Abstract
Дисертація присвячена рішенню теоретичних і практичних проблемних питань комплексного розроблення та впровадження ринкових стратегій розвитку сільського господарства. В роботі дістало подальшого уточнення визначення категорії “ринкової стратегії розвитку” та обґрунтовано доцільність використання різних методів її розроблення, удосконалено логічні узагальнення взаємозв’язку ринкових стратегій та ефективності використання потенціалу аграрного підприємства і сільського господарства в цілому, здійснено матричне відображення відмінностей та особливостей впровадження базової стратегії на державному рівні та на рівні підприємства. Розроблено методику вибору виду базової ринкової стратегії та обґрунтовано методологічні та методичні підходи комплексного розроблення й впровадження продуктово-ринкової та ресурсно-ринкової стратегій, вдосконалено послідовність і методичні підходи до здійснення стратегічного аналізу, який є основою для вибору та розроблення окремих груп ринкових стратегій. Окремо розглянуто методи визначення конкурентоспроможності потенціалу сільського господарства, розроблено технологічну карту з виробництва продукції молочного скотарства як одного з важливих елементів ресурсно-ринкової стратегії підприємства та запропоновано низку організаційно-економічних заходів реалізації ринкових стратегій з точки зору досягнення стратегічних цілей. The dissertation is devoted to the development of theoretic approaches and practical bases of overall making and installation of market strategies of agriculture development. The choice for kind of basic market strategy methodology, methodological methods of system working out and installation of product and resources markets have been worked out in the dissertation. Dairying technology map was worked out. Differences between installation at enterprise and commonwealth level where shown too. Summaries for connection between market strategies and production potential’s efficiency at agriculture where improved. Stepping and methodology approaches to making out of strategy analysis where shown too. Group of the organizational and economical ways of market strategy’s realization according to achievement of strategic purposes was proposed. В работе уточнено понятие “рыночная стратегия развития”, включающая набор мероприятий, позволяющих определить главную миссию, цели и задачи, а также обеспечить их достижение с учетом возможностей объекта на рынках сырья и продукции. При этом любая стратегия должна быть нацелена на развитие предприятия или отрасли в целом, что определяет целесообразность использования разных методов её разработки. Внедрение рыночных стратегий предусматривает выбор и обоснование стратегического набора мероприятий, разработку и осуществление конкретных групп стратегий, управления, контроль и корректирование рыночной стратегии. Определены взаимосвязи рыночных стратегий с эффективностью использования потенциала аграрного предприятия и сельского хозяйства в целом. Проведено матричное отображение отличий по внедрению базовой рыночной стратегии на уровне страны и уровне предприятия, что способствует выделению особенностей разработки и внедрения на всех её уровнях. Соблюдение системного подхода дало возможность сформировать методические основы разработки и внедрения рыночных стратегий развития, в частности, их комплексную разработку, путем взаимодействия базовой, товарно-рыночной, ресурсно-рыночной и функциональных стратегий. При этом была разработана методика выбора вида базовой рыночной стратегии, которая включает: 1) исследование финансового потенциала предприятия за последние 3–5 лет его деятельности; 2) установление вида базовой рыночной стратегии для отдельных видов продукции на основе конкурентных преимуществ по показателю “цена–себестоимость”; 3) корректирование вида базовой рыночной стратегии с учетом влияния внешних факторов. Для сельского хозяйства вид базовой стратегии устанавливается на основе стратегического анализа, методические подходы которого были усовершенствованы в работе, также как и методы определения конкурентоспособности потенциала сельского хозяйства. Разработана технологическая карта для производства продукции молочного животноводства как неотъемлемой части ресурсно-рыночной стратегии предприятия. Предложено ряд организационно-экономических мероприятий развития рыночных стратегий с точки зрения достижения стратегических целей, среди которых можно выделить дифференцированный подход к определению групп видов сельскохозяйственной продукции, в которых постепенно будет уменьшаться влияние регуляторной политики с учетом возрастающей конкуренции при вступлении Украины в СОТ. При этом государство должно согласовывать собственные интересы с интересами производителей аграрной продукции и работать с ними по единой системе.
Description
Keywords
ринкові стратегії розвитку, базова стратегія розвитку, продуктово-ринкова стратегія, ресурсно-ринкова стратегія, потенціал, конкурентоспроможність, стратегічний аналіз, markets strategies of development, basic market strategy of development, product strategy, resources strategy, potential, competitiveness, strategy analysis, рыночные стратегии развития, базовая стратегия развития, товарно-рыночная стратегия, ресурсно-рыночная стратегия, потенциал, конкурентоспособность, стратегический анализ
Citation
Садовник О. В. Обґрунтування ринкових стратегій розвитку сільського господарства : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.07.02 / Садовник Олександр Володимирович ; Київ. нац. екон. ун-т. – Київ, 2005. – 22 с.