Юридична освіта та наука в некласичних навчальних закладах України (ХІХ – 30-ті рр. ХХ ст.)

Loading...
Thumbnail Image
Date
2021-05-14
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Інститут законодавства Верховної Ради України
Abstract
Дисертація містить комплексний аналіз теоретичних та практичних проблем правового регулювання і організаційного забезпечення системи юридичної освіти і науки поза класичними університетами в ХІХ ст. – 30-ті рр. ХХ ст. Розкрито особливості формування освітнього законодавства в ХІХ ст., на початку ХХ ст., в період української революції та в ранній радянський час. Досліджено систему юридичної освіти та науки в елітарних ліцеях (ХІХ ст.); в недержавних громадських та приватних вищих жіночих курсах та професійних інститутах (початок ХХ ст.), на правових факультетах інститутів народного господарства та науково-дослідних кафедрах права (1920–1930 рр.), проаналізовано характерні особливості їх освітньо-наукової діяльності, специфіки та змісту юридичної освіти, досвіду організації правових досліджень. Значну увагу приділено відновленню об’єктивних оцінок здобутків учених- юристів, узагальнено їх творчий доробок, визначено позитивний вплив наукової спадщини правознавців досліджуваних закладів на розвиток української юридичної науки. The dissertation contains a comprehensive analysis of theoretical and practical problems of Legal Regulation and organizational support of the system of legal education and science outside classical universities in the XIX century – 30s of the XX century. The features of the formation of educational legislation in the XIX century, at the beginning of the XX century, during the Ukrainian revolution and in the early Soviet era are revealed. The system of legal education and science in elite lyceums (XIX century), in non-state public and private higher women's courses and Professional Institutes (early XX century), at the legal faculties of Institutes of national economy and research departments of law is investigated (1920–1930), analyzed the characteristic features of their educational and scientific activities, the specifics and content of legal education, the experience of organizing legal research. Significant attention is paid to the restoration of objective assessments of the achievements of legal scientists, their creative heritage is summarized, and the positive impact of the scientific heritage of legal scholars of the studied institutions on the development of Ukrainian legal science is determined. Диссертация содержит комплексный анализ теоретических и практических проблем правового регулирования и организационного обеспечения системы юридического образования и науки вне классических университетов в период XIX в. – 30-е гг. ХХ в. Изучены особенности формирования российского (имперского) образовательного законодательства в XIX – начале ХХ в., нормативно-правового обеспечения образовательных процессов периода украинской революции и законодательства в образовательно-научной сфере в ранний советский период. В работе рассмотрены несколько этапов процесса становления и развития системы неуниверситетского юридического образования и науки. Его начало было заложено государственными реформами начала XIX в., при этом отмечено, что образовательная отрасль тогда стала отдельным направлением государственной политики Российской империи, а государство было монополистом в этой сфере. Исследовано начало ХХ в., когда произошло значительное изменение и качественное дополнение системы образования, был сформирован негосударственный сектор высшего юридического образования, что способствовало прогрессивным изменениям, в частности введению специализации профессиональных знаний, инновационности образования, демократичности и доступности высшей юридической школы. Период создания украинской государственности отмечен попытками установления основ национальной образовательной системы, в частности широкой автономии, минимизации вмешательства государства в сферу деятельности вузов, демократизации и новаторства высшей школы, обеспечение права на образование и равенство по половому и национальному принципу. Проанализированы реформы раннего советского периода, которые базировались на большевистской идеологической доктрине и крайней форме рационализма, что привело к полной трансформации юридического образования и науки. Определены положительные и отрицательные стороны политики советской власти в организации юридического образования и юридической науки. Исследована система неуниверситетского юридического образования и науки в элитарных государственных высших учебных заведениях: Волынском лицее, Ришельевском лицее и лицее кн. Безбородко (XIX в.); в негосударственных общественных и частных высших школах: Киевских и Одесских женских курсах, Киевском и Харьковском коммерческих институтах, Новороссийском (Одесском) международном институте, Киевском юридическом институте (начало ХХ в.) и на правовых факультетах Киевского, Харьковского и Одесского институтов народного хозяйства и в научно-исследовательских кафедрах права в Харькове и Одессе (1920–1930 гг.). Проанализированы характерные особенности нормативно-правовых основ и организационно-правовых форм их юридической образовательно-научной деятельности, специфики и содержания юридического образования, опыта организации правовых научных исследований. Выявлена взаимосвязь педагогической деятельности преподавателей-юристов с их научной работой на каждом историческом отрезке времени. Исследованы научные работы по юриспруденции лицейских юристов, которые создали основу для формирования отдельных направлений правоведческой науки, заложили основы отечественного международного права, финансового права, гражданского и уголовного судопроизводства, судебной медицины. Рассмотрены научные достижения правоведов начала ХХ в. Обоснованы выводы, что неклассические заведения стали отдельными центрами развития юридических учений, а деятельность их профессорско-преподавательского состава обеспечила преемственность идей, что позволило избежать замкнутости юридической науки и сформировать плеяду талантливых ученых, которые приобрели мировую славу и создали собственные научные школы и новые научные направления. Изучены научные правовые достижения в 1920-х гг., которые были направлены на обоснование системы советского права, разработку и кодификацию советского законодательства, воспроизведение практики советского государственно-правового строительства. Рассмотрено сотрудничество преподавателей-юристов правовых факультетов институтов народного хозяйства и сотрудников юридических учреждений ВУАН, что позволило обосновать вывод о существовании своеобразного научно-учебного комплекса, деятельность которого послужила толчком для развития перспективных направлений правовых научных исследований и существенно повлияла на развитие украинской юридической мысли. Значительное внимание уделено восстановлению объективных исторических оценок достижений ученых-юристов, обобщены их творческие достижения. Результаты диссертационного исследования позволило проследить положительное влияние научного наследия правоведов исследуемых неклассических учебных заведений на развитие украинской юридической науки.
Description
Keywords
юридична освіта, юридична наука, некласичні навчальні заклади, ліцей, вищі жіночі курси, комерційний інститут, міжнародний інститут, юридичний інститут, інститут народного господарства, наукова атестація, наукова школа, науково-дослідна кафедра, legal education, legal science, non-classical educational institutions, Lyceum, higher women's courses, Commercial Institute, Law Institute, Institute of National Economy, scientific certification, scientific school, research Department, юридическое образование, юридическая наука, неклассические учебные заведения, лицей, высшие женские курсы, коммерческий институт, международный институт, юридический институт, институт народного хозяйства, научная аттестация, научная школа, научно-исследовательская кафедра
Citation
Міхневич Л. В. Юридична освіта та наука в некласичних навчальних закладах України (ХІХ – 30-ті рр. ХХ ст.) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Міхневич Людмила Володимирівна ; Ін-т законодавства Верховної Ради України. – Київ, 2021. – 45 с.