Вартість банку: теорія та управління

No Thumbnail Available
Date
2009
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
ДВНЗ «Київський національний економічний університет імені Вадима Гетьмана»
Abstract
Дисертацію присвячено розробленню теоретико-методологічного забезпечення функціонування вартісно-орієнтованого управління в банках. Визначено основні складові системи вартісно-орієнтованого управління в банку, обґрунтовано підхід, за яким індикатором результативності банківського менеджменту є фундаментальна вартість фірми, а максимізація вартості фірми в сенсі вартості зацікавлених сторін є більш раціональною корпоративною метою для банків, аніж максимізація вартості акціонерів. Розроблено комплекс методичних заходів щодо оцінювання фундаментальної вартості банку з урахуванням попередньо ідентифікованих специфічних аспектів банківського бізнесу, удосконалення процесів управління капіталом та капітального бюджетування. Виявлено роль основних нефінансових чинників у створенні вартості банку та запропоновано комплекс заходів з удосконалення корпоративного управління в банках та запровадження стратегії корпоративної соціальної відповідальності в межах вартісно-орієнтованого управління банком.
The Dissertation is devoted to the development of the theoretical and methodological support of the value based management functioning in banking. The basic components of the value based management system in banking have been defined, the approach, according to which the fundamental enterprise value appears as an indicator of the banking management efficiency, and the maximization of the enterprise value in terms of the stakeholders value appears to be a better rational corporate goal for banks than the maximization of the shareholders value, has been substantiated.
The complex of the methodical measures of the bank fundamental value estimation in compliance with the preliminary identified specific aspects of banking business, improvement of the processes of the capital management and the capital budgeting, has been worked out.
The role of the basic non-financial factors in the bank value creation has been identified, and the complex of the measures on improvement of the corporate governance in banking and implementation of the corporate social responsibility strategy in terms of the value based management in banking has been recommended.
Диссертация посвящена разработке теоретико-методологического обеспечения функционирования управления, ориентированного на стоимость банка. Определены основные составляющие управления, ориентированного на стоимость банка, разработаны концептуальные схемы создания стоимости банка, обоснованы необходимость и пути внедрения управления, ориентированного на стоимость в отечественную практику банковского менеджмента.
Определено, что индикатором результативности банковского менеджмента выступает фундаментальная стоимость банка, а максимизация стоимости фирмы в виде стоимости заинтересованных сторон (стейкхолдеров) является более рациональной корпоративной целью банка по сравнению со стоимостью акционеров. Осуществлено развитие теоретических основ теории заинтересованных сторон банка, что позволило идентифицировать основных стейкхолдеров банка, которых в современных условиях предложено рассматривать в качестве квази-акционеров банка.
Исследование особенностей банковского бизнеса и его стратегии выявило проблему идентичности современных банков, которые в результате процессов дерегулирования теряют свои уникальные черты. В этом контексте предложено понятие «современный банк», под которым подразумевается мультипродуктовая фирма, осуществляющая деятельность в окружении, находящимся под воздействием процессов технологизации, глобализации, дерегулирования. Вместе с этим исследование не обнаружило преимуществ между фокусированной и диверсифицированной стратегиями банковского бизнеса с точки зрения создания стоимости банка, иными словами, преимуществ между специализированными и универсальными банками, и взаимосвязей между уровнями развития финансового посредничества и экономического развития. Это позволило сделать вывод, что эти факторы не играют решающего значения в создании стоимости банка.
В диссертации определены движущие силы управления, ориентированного на стоимость, к которым отнесены экономическая прибыльность, масштаб деятельности, капитализация, стоимость привлечения ресурсов, отражающая риски банка. Предложен комплекс методологических подходов к оценке фундаментальной стоимости банка с учетом специфики банковского бизнеса. В частности, разработана авторская классификация моделей оценки стоимости бизнеса. Обосновано, что стандартные методы оценки не позволяют реально отразить фундаментальную стоимость банка, а для оценки стоимости банка наиболее приемлемы методы денежных поступлений в форме модели дисконтирования дивидендов, модели дисконтирования денежных потоков на собственный капитал, модели остаточной прибыли, то есть моделей, представляющих капитальный подход к оценке стоимости фирмы. Предложено методику измерения свободного денежного потока, выбора периода прогнозирования, ставки дисконтирования.
Внедрено понятие и осуществлено обоснование так называемой позитивной теории риск-менеджмента. Путем смягчения допущений неоклассической теории о нейтральности управления риском в создании стоимости банка, обнаружено, что благодаря способности к снижению агентских и транзакционных затрат риск-менеджмент дает возможность увеличивать стоимость банка. Этот вывод позволяет преодолеть противоречие между неоклассической теорией финансов, которая традиционно выступала теоретическим фундаментом управления, ориентированного на стоимость, и практикой банковского бизнеса, где роль риск-менеджмента весьма значительна. Разработаны теоретико-методологические аспекты системы банковского риск-менеджмента; уточнены его структурные элементы и функции в банке.
Рассмотрен механизм управления банковским капиталом, уточнена сущность экономического капитала банка, предложена методика его расчета под отдельные виды рисков. Разработана методология капитального бюджетирования в банке, а также предложена двухфакторная модель пороговой ставки, которая за счет учета затрат общего риска банка более эффективна, чем распространенная модель скорегированной на риск прибыльности экономического капитала. Предложенная двухфакторная модель может также рассматриваться как основа позитивной теории риск-менеджмента.
Определен ряд основных нефинансовых факторов в создании стоимости банка: корпоративного управления, связей с инвесторами, открытости и прозрачности бизнеса, корпоративной социальной ответственности, рассмотрен механизм их влияния на создание стоимости. Предложен комплекс мероприятий по усовершенствованию корпоративного управления, транспарентности, а также внедрению стратегий корпоративной социальной ответственности в отечественную банковскую практику, их включения в сферу управления, ориентированного на стоимость банка.
Description
Keywords
банки, фундаментальна вартість банку, вартісно-орієнтований менеджмент, банківські ризики, ризик-менеджмент, зацікавлені сторони банку, капітальне бюджетування, корпоративне управління, корпоративна соціальна відповідальність, відносини з інвесторами, banks, bank’s fundamental value, value-based management, bank risks, risk-management, bank’s stakeholders, capital budgeting, corporate governance, corporate social responsibility, investor relations, банки, фундаментальная стоимость банка, менеджмент, ориентированный на стоимость, банковские риски, риск-менеджмент, заинтересованные стороны банка, капитальное бюджетирование, корпоративное управление, корпоративная социальная ответственность, отношения с инвесторами
Citation
Івасів І. Б. Вартість банку: теорія та управління : автореф. дис. ... д-ра екон. наук : 08.00.08 / Івасів Ігор Богданович ; ДВНЗ "Київ. нац. екон. ун-т імені Вадима Гетьмана". - К., 2009. - 32 с.