Дисертації
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Дисертації by Author "Dudko, Mikhail"
Now showing 1 - 1 of 1
Results Per Page
Sort Options
Item Прoфилактика нарушений биoгеoметрическoгo прoфиля oсанки студентoв в прoцессе физическoгo вoспитания(Національний університет фізичного виховання і спорту України, 2016) Дудко, Михаил Валерьевич; Dudko, Mikhail; Дудко, Михайло Валерійович; Кашуба, Виталий АлександровичДиссертационная работа посвящена разработке и обоснованию технологи профилактики нарушений биогеометрического профиля осанки студентов в процессе физического воспитания. Цель исследования – научно обосновать и разработать технологию профилактики нарушений биогеометрического профиля осанки студентов для повышения эффективности процесса физического воспитания. Объект исследования – биогеометрический профиль осанки студентов. Предмет исследования – средства и методы физического воспитания, направленные на профилактику нарушений биогеометрического профиля осанки студентов. Регуляция гравитационных взаимодействий человека с опорой при вертикальной позе во многом зависит от особенностей биогеометрического профиля осанки. Обращает на себя внимание тот факт, что только 15,2 % из обследованных студентов имеют нормальную осанку, сколиотическая осанка была выявлена у 36,4 % испытуемых, круглая спина – у 24,4 %, а сутулая спина – у 24 % студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что увеличение количества студентов с нарушениями осанки в дальнейшем может создать проблемную ситуацию, поскольку потенциально неблагоприятный эффект данного состояния рано или поздно непременно оборачивается снижением функциональных возможностей организма отдельных индивидуумов. Экспресс-контроль биогеометрического профиля осанки студентов (пять показателей во фронтальной и шесть в сагиттальной плоскостях) указывает на то, что 63,33 % обследуемых с нормальной осанкой имеют средний уровень состояния осанки и попадают в так называемую «зону риска» возникновения в дальнейшем функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Установлено, что студенты с разными нарушениями осанки (сколиотическая осанка – 43,33 %; круглая спина – 23,33 %; сутулая спина – 22,73 %) имеют низкий уровень состояния биогеометрического профиля осанки. Полученные данные целесообразно учитывать при разработке коррекционно-профилактических мероприятий в процессе физического воспитания студентов. Установлено, что нарушения биогеометрического профиля осанки приводят к изменению симметричности соотношений биокинематических пар и цепей опорно-двигательного аппарата, негативно влияют на проявление двигательных способностей студентов. Так, показатели динамической силовой выносливости мышц плечевого пояса и спины у студентов с нормальной осанкой соответствуют выше среднего уровня и составляют 15,11 (S=2,26) раз, что статистически достоверно выше, чем у студентов с круглой спиной 10,30 (S=1,54) раз, имеющих ниже среднего уровень развития данного показателя, а так же студентов со сколиотической осанкой 13,35 (S=2,00) раз и сутулой спиной 12,18 (S=1,82) раз у которых силовая выносливость мышц плечевого пояса и спины была отмечена на среднем уровне (р<0,05). При определении уровня развития силовой выносливости мышц живота статистически достоверные различия установлены у студентов со сколиотической осанкой в среднем 45,03 (S=7,23) раз, круглой спиной – 37,92 (S=3,02) раз, сутулой спиной – 41,32 (S=6,09) раз по сравнению с результатами студентов с нормальной осанкой в среднем 50,08 (S=5,46) раз (р<0,05). На основании данных констатирующего эксперимента обоснована и разработана технология профилактики нарушений биогеометрического профиля осанки студентов в процессе физического воспитания, которая имеет профилактико-оздоровительную направленность. Технология состоит из трех периодов − подготовительного, основного, поддерживающего, включает десять моделей занятий и двенадцать комплексов физических упражнений, использование которых предусматривает формирование правильной пространственной организации тела студентов. Разработано содержание занятий по физическому воспитанию, включающее использование физических упражнений из систем пилатеса, стретчинга и атлетической гимнастики. Эффективность предложенной технологии профилактики нарушений биогеометрического профиля осанки студентов апробирована в педагогическом эксперименте.